РЕЗОЛЮЦИЯ СПБ/5: Об угрозах природному наследию на территории Российской Федерации

I. Участники международного форума НПО в Санкт-Петербурге, проходившего 22-24 июня 2012 года, принимают следующую резолюцию. Мы обращаемся к членам Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, собравшимся на 36 сессию с предложением поддержать следующие рекомендации:

1. Предложить Российской Стороне:

– отказаться от изменений в законодательство РФ, которые могут ослабить режим охраны ценных природных и культурных объектов. В первую очередь, ФЗ «Об особо охраняемых природных территорий, ФЗ «Об охране окружающей среды», а также отменить изменения, внесенные Законом 365-ФЗ.

– до следующей сессии с участием Консультативных органов и НПО разработать и принять национальное законодательство, устанавливающее статус объектов всемирного наследия и их защиту от любых действий, которые могут привести к деградации объектов всемирного наследия или снижению их выдающейся универсальной ценности;

– создать в структуре федеральных органов власти межведомственную координирующую структуру по охране объектов всемирного наследия. Наделить данную структуру полномочиями давать органам власти различных уровней обязательные предписания по отмене решений, которые могут привести к разрушению или деградации объектов всемирного наследия или снижению их выдающейся универсальной ценности. Создать при указанной структуре общественный совет из числа неправительственных организаций, осуществляющих общественный контроль за состоянием объектов всемирного наследия;

– в ведение этой структуры создать администрации по управлению объектами всемирного наследия в регионах;

– организовать разработку и утверждение границ территорий объектов Всемирного наследия, границ их буферных зон, комплексных планов управления объектами;

– осуществить публикацию в открытом доступе всей основополагающей документации по объектам Всемирного наследия, включая текст Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия и Оперативного руководства по выполнению Конвенции, графические материалы, отражающие установленные границы российских объектов и их буферных зон, а также официальные переводы резолюций сессий Комитета Всемирного наследия касающихся России, и отчетов мониторинговых миссий ИКОМОС и МСОП по российским объектам Всемирного наследия.

2. Обратиться к международным и национальным кредитно-финансовым организациям с требованием отказаться от финансирования проектов или структур, прямо или косвенно связанных с деятельностью, которая может привести к разрушению, деградации или снижению выдающейся универсальной ценности объектов всемирного наследия.

II. К Российской Федерации:

3. Рассмотреть вопрос об изменении государственной политики России в сфере рекреации и туризма на территориях объектов всемирного наследия; снятия с этих территорий статуса особых экономических зон, в случае, если предполагается их интенсивное хозяйственное освоение.
4. Разработать с участием общественности и консультативных органов Конвенции и принять федеральный закон «Об объектах всемирного наследия в Российской Федерации».

В отношении объектов всемирного природного наследия участники форума отмечают:

5. Несмотря на неоднократные решения Комитета всемирного наследия, угрозы выдающейся универсальной ценности некоторых объектов всемирного природного наследия продолжают увеличиваться. Наибольшее количество таких объектов находится на территории России и африканских стран.

К таким объектам относятся:

6. «Девственные леса Коми». Несмотря на решения 33, 34 и 35 Сессий Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, в 2010 году из территории национального парка «Югыд ва» исключен участок месторождения золота «Чудное». В 2011 году начались геологоразведочные, в т. ч. взрывные работы, в результате чего был нанесен ущерб природным комплексам, в том числе водным объектам бассейна реки Кожим. В 2012 году эти работы продолжены.

7. «Озеро Байкал». Несмотря на многочисленные решения Сессий Комитета всемирного наследия, в 2010 году возобновлена и продолжается до сих пор работа Байкальского целлюлозно-бумажного комбината в незамкнутом цикле, в результате которого сточные воды, содержащие опасные вещества выше установленных норм, попадают в озеро Байкал, а также продолжается сильное воздушное загрязнение. По планам российского Правительства, озвученным в начале 2012 года, комбинат должен работать в таком режиме минимум до 2015 года. Помимо этого, планируется его бесперспективная модернизация, а также послабление нормативов допустимого воздействия на экосистемы озера Байкал, которым не соответствует комбинат.

Вместо предлагаемого бесперспективного предложения найти финансирование для замкнутого водооборота на БЦБК к декабрю 2012 (ЮНЕСКО), считаем единственно возможным просить страну-участницу Конвенции закрыть Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат.

Помимо БЦБК, возрастает угроза начала разработки Холоднинского месторождения полиметаллических руд. Правительством Республики Бурятия лоббируются изменения законодательства, предусматривающие допустимость разведки и добычи полезных ископаемых в границах объекта всемирного наследия1.

Также сохраняется угроза изменения уровня озера Байкал в результате строительства гидроэлектростанций. В настоящее время, начато заполнение Богучанской ГЭС на Ангаре, в результате которого с большой вероятностью будет увеличен разрешенный диапазон колебаний уровня Байкала (в настоящее время согласно решению Правительства России он равен 1 м).
Кроме того, Правительство Монголии планирует построить, с привлечением средств Всемирного банка и Фонда Кувейта, несколько ГЭС(гидроэлектростанция) в бассейне реки Селенга, основного притока Байкала, что также может сказаться на состоянии водных экосистем озера, особенно в районе дельты реки Селенга, являющейся водно-болотным угодьем международного значения, охраняемым международной Рамсарской конвенцией.

8. «Вулканы Камчатки». В начале 2012 года власти Камчатского края публично заявили о планах строительства каскада ГЭС на реке Кроноцкой, протекающей по территории Кроноцкого биосферного заповедника. По информации краевых властей, этим проектом заинтересовались корейские инвесторы2.

Помимо этого, несмотря на многочисленные решения Комитета всемирного наследия о недопустимости разведки и добычи полезных ископаемых на территории объекта всемирного наследия, в апреле 2012 года на сайте администрации Камчатского края был опубликован проект постановления об изменении положения о природном парке «Быстринский», согласно которому на территории парка могут быть разрешены геологоразведочные работы3.

Кроме того, не выполняется решение 34 Сессии в части наделения инспекторов региональных ООПТ полномочиями по госнадзору, в результате чего охрана указанных территорий фактически не осуществляется. несмотря на то, что на федеральном уровне соответствующие изменения законодательства приняты в 2011 г.,

9. «Золотые горы Алтая». Несмотря на неоднократные решения Сессий Комитета всемирного наследия о недопустимости строительства газопровода через территорию участка всемирного наследия и заверения российской стороны, что решение о строительстве еще не принято, в 2011 году на территории природного парка «Зона покоя «Укок» начались проектно-изыскательские работы по строительству газопровода. В сентябре 2011 года в районе проведения работ произошел пожар, в результате которого огнем пройдено около 4000 га. По информации Прокуратуры Республики Алтай в 2012 году работы планируется продолжить.

10. «Западный Кавказ». Несмотря на неоднократные решения Сессий Комитета всемирного наследия, власти России планируют строительство горнолыжного курорта «Лагонаки» на территории Кавказского биосферного заповедника. Для того, чтобы легализовать эту деятельность, в 2011 году в России Законом № 365-ФЗ приняты изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», разрешающие строительство горнолыжных комплексов и туристической инфраструктуры на биосферных полигонах биосферных заповедников. В развитие этого закона, Правительство России распоряжением № 603-р от 23 апреля 2012 года разрешило на территории Лагонакского биосферного полигона строительство горнолыжных трасс, канатных дорог и других капитальных объектов, а также инфраструктуры.

Помимо этого, в 2011 году был проведен конкурс на строительство автомобильной и канатной дорог к правительственной резиденции «Лунная поляна» (официально именуемой «Научный центр «Биосфера») через территорию Кавказского биосферного заповедника. В апреле 2012 года прошли общественные слушания по проекту указанных дорог. Согласно представленным на них проектным материалам, в результате строительства будут уничтожены места обитания и произрастания редких и исчезающих видов, в том числе таких глобально редких, как самшит колхидский (buxus colchicа, IUCN Red Data List, NT).

В 2012 году на территории Кавказского заповедника началось строительство объекта пограничных войск ФСБ России.

11. В связи с изложенным, участники форума обращаются:

К членам комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, собравшимся на 36 сессию, со следующими предложениям:

12. В связи с тем, что в отношении объектов всемирного природного наследия «Девственные леса Коми», «Западный Кавказ» и «Золотые горы Алтая» приняты решения органов власти, которые могут привести к утрате выдающейся универсальной ценности объектов, либо уже осуществляется деятельность, приводящая к утрате выдающейся универсальной ценности, принимая во внимание, что в соответствии с п. 180 Операционного руководства, это соответствует критериям перевода в список «Всемирное наследие под угрозой», перевести указанные объекты всемирного наследия в список «Всемирное наследие под угрозой».

13. В отношении объекта всемирного наследия «Озеро Байкал»:

В связи с тем, что принятие решения 36 COM 7B.22 Озеро Байкал (Российская Федерация) в редакции, подготовленной Центром всемирного наследия, будет обоснованием для продолжения работы БЦБК в разомкнутом цикле в течение неограниченного времени, изложить пункты 3, 4 и 7 проекта решения: в следующей редакции:

3. Отмечает с серьезной озабоченностью, что планируется разрешить деятельность Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) до 2015 г. без принятия соответствующих мер по решению проблемы сброса сточных вод в озеро, и призывает страну – участницу Конвенции вернуться к обязательству, взятому ей на 34-й сессии (Бразилиа, 2010) создания и внедрения системы замкнутого водоснабжения к декабрю 2012 г;

4. Просит страну – участницу Конвенции в случае, если внедрение замкнутого водооборота не будет обеспечено к декабрю 2012 г, закрыть Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (БЦБК), и считает, что продолжающаяся деятельность БЦБК без принятия соответствующих мер в связи со значительным негативным воздействием на окружающую среду будет представлять четко определенную опасность для выдающейся универсальной ценности объекта, что определено параграфом 180 Операционного руководства;

7. Также просит страну – участницу Конвенции

а) продолжить эффективное внедрение долговременной альтернативной стратегии жизнеобеспечения города Байкальск,

b) разработать на основе положений существующего специального Закона о Байкале комплексный план управления и долговременное планирование для данного объекта всемирного наследия, которые полностью учитывать все предлагаемые проекты, включая мега-проект, предлагаемый для развития Специальной экономической зоны для туризма в Бурятии и Иркутской области, для того, чтобы гарантировать, что эти проекты будут осуществляться таким образом, чтобы они были совместимы с выдающейся универсальной ценностью и условиями целостности данного объекта. Такой комплексный план управления должен также учитывать варианты для решения проблемы воздействия, связанного с загрязнениями, поступающими в озеро от рек Верхняя Ангара и Селенга;

В дополнение к требованиям, изложенным в проекте решения сессии:

a) обратиться к Правительству Российской Федерации с просьбой представить доклад о мерах, предпринимаемых для сохранения экосистемы объекта Всемирного наследия озеро Байкал, в связи с существующим и потенциальным воздействием функционирующих, проектируемых и строящихся ГЭС Ангарского каскада;

b) обратиться к Правительству Монголии с просьбой предоставить результаты оценки воздействия проектов переброски воды и строительства ГЭС в бассейне реки Селенга на объект Всемирного Наследия «Озеро Байкал».

14. В отношении объекта всемирного наследия «Вулканы Камчатки» в дополнение к требованиям, изложенным в проекте решения сессии (http://whc.unesco.org/archive/2012/whc12-36com-7BAdd-en.pdf), принять решение о недопустимости изменения документов, определяющих режим охраны объектов, включенных в список всемирного наследия, в части разрешения на их территории геологоразведочных работ.

Поручить Российской стороне подготовить к 1 февраля 2013 года отчет о состоянии объекта всемирного наследия, имея в виду перевод данного объекта в список «всемирное наследие под угрозой» на 37 сессии Комитета в случае, если решения о строительстве ГЭС или разрешении геологоразведочных работ на территории объекта будут приняты.

15. Настоятельно рекомендовать государствам-сторонам Конвенции запретить государственным компаниям участвовать прямо или косвенно в деятельности, которая может привести к разрушению объектов всемирного наследия на территориях других стран, в частности:

китайской стороне прекратить переговоры с Российской стороной о поставках газа по западному маршруту через территорию объекта всемирного наследия «Золотые горы Алтая».

французской стороне прекратить участие в совместном предприятии с российским ОАО «Курорты Северного Кавказа» до тех пор, пока Российская сторона не откажется от реализации планов строительства горнолыжного курорта «Лагонаки» на территории объекта всемирного наследия «Западный Кавказ» и не отменит правовые акты, разрешающие это строительство.

Санкт-Петербург, 24 июня 2012 года

——————————————————————————

1 Власти Бурятии намерены пересмотреть требования природоохранного законодательства к центральной экологической зоне Байкала. «У нас получилось, что в отдельных местах водоохранная зона достигает 70 километров от береговой линии. В частности, Холоднинское месторождение находится как раз в центральной экологической зоне, граница прошла за ним», – отметил президент Бурятии на пресс-конференции 23 января. По его словам, в центральной экологической зоне Байкала необходимо смягчить запрет за ведение экономической деятельности. Затронутым в заявлении президента Бурятии свинцово-цинковом месторождением «Холоднинское» занимается корпорация «Металлы Восточной Сибири» (МВС), управляющая компания горнорудного бизнеса «Метрополя».
Компания вела переговоры с Минприроды РФ, по итогам которых рассчитывала получить разрешение госорганов на разработку месторождения, находящегося в центральной экологической зоне Байкальской природной территории Холоднинское месторождение, расположенное в Северо-Байкальском районе Бурятии, с марта 2005 года принадлежит структурам ИФК «Метрополь», лицензия выдана до 2025 года, но освоение Холодинского сдерживается тем, что актив находится в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, где запрещена всякая промышленная деятельность.2 http://www.kamchatka.gov.ru/?cont=info&menu=1&menu2=0&news_id=19912, http://www.lhp.rushydro.ru/company/objectsmap

3 http://www.kamchatka.gov.ru/?cont=oiv_din&menu=4&menu2=0&id=167&mcont=npaexp

Скачать резолюцию

Реклама