Tatyana Kodolova, Anatolij Shishkin

Public Participation in the Monitoring of the World Heritage Properties: Case of the Development and Implementation of the WHC plan “Kizhsky pogost С 544»
Tatyana Kodolova, Anatolij Shishkin (Economic Institute of the Karelian Research Centre, Academy of Sciences, Petrozavodsk)

Общественное участие в управлении объекта всемирного наследия на примере разработки и реализации Плана управления ОВН «Кижский погост С 544»
Татьяна Кодолова, Анатолий Шишкин (Институт экономики Карельского научного центра РАН, Петрозаводск)

Целью Плана управления объектом Всемирного наследия «Кижский погост» (Kizhi Pogost, 544) на период с 2012 по 2022 гг. является сохранение Всемирной ценности, целостности и подлинности культурного наследия при эффективном и устойчивом использовании его потенциала в соответствии с Конвенцией ЮНЕСКО об охране Всемирного культурного и природного наследия (1972):

  • придание объекту определенных функций в общественной жизни;
  • включение объекта в программы разного уровня планирования процессов сохранения и его использования;
  • осуществление постоянного контроля за обеспечением сохранности и использования объекта, путем согласования относящейся к нему проектной, научно-реставрационной и экономической совместной деятельности с институциональными и заинтересованными субъектами;
  • развитие научно-технических разработок, исследований и совершенствование методов работы, позволяющих снизить риски утраты объекта;
  • содействие принятию необходимых научных, технических, юридических, административных и финансовых мер для охраны, сохранения, популяризации и использования объекта;
  • создание или развитие центров подготовки специалистов в области охраны, сохранения и популяризации Всемирного культурного, архитектурного и природного наследия;
  • запуск процессов возрождения «Заонежья» как культурно-этнического центра в диалоге с органами местного самоуправления, со светской и духовной общественностью Заонежья и Республики Карелия с целью развития местного сообщества и формирования туристской дестинации «Кижи».

Кижский погост является собственностью Российской Федерации и находится в оперативном управлении ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи». Министерство культуры РФ и Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО осуществляют общее руководство и координацию процессов реставрации, охраны и использования Кижского погоста, руководствуясь рекомендациями Наблюдательной комиссии и Федерального методического Совета (секция деревянного зодчества).

В Плане управления сохранение и использование объекта основывается на рекомендациях ЮНЕСКО-ИКОМОС и обеспечено посредством стратегического и текущего планирования при соблюдении принципа социального партнерства. Заслуживает внимание тот факт, что Музей-заповедник «Кижи» один из первых в России разрабатывает Плана управления. В настоящее время аналогичные документы применительно к объектам Всемирного культурного наследия, одобренные экспертами ЮНЕСКО, в РФ отсутствуют.

При разработке Плана управления используются все предпосылки от истории создания Музея-заповедника, разработки и реализации планов развития, реставрации и охраны объектов культурного наследия, формирования высококвалифицированного коллектива до встраивания Музея-заповедника «Кижи» в глобальную систему культурно-образовательного и туристского обмена на основе технических инноваций и использования интеллектуального капитала.
Основными идеями Плана управления объектом Всемирного наследия «Кижский погост» являются:

План управления – это план по сохранению Всемирной ценности Кижского погоста на основе его подлинности и целостности при активном использовании как объекта экономической деятельности и как активного субъекта культурной, научной, образовательной и воспитательной жизни Карелии, России и мирового уровня.

План управления – это план по сохранению Всемирной ценности в соответствующем ландшафтном окружении, формирующем его целостность с историко-культурной и природной средой. План управления включает весь комплекс мероприятий, необходимых для сохранения Кижского погоста. В нем определяются в различных зонах допустимые режимы, объемы и формы влияния на ландшафты и использования ресурсов территории.

Разработка Плана управления объектом Всемирного наследия «Кижский погост» инициирует процесс стратегического планирования и мониторинга выполнения плана, что формирует новый подход к планированию на объектах культурного наследия и способствует вовлечению в него иных субъектов власти и бизнеса, заинтересованных в развитии территории местонахождения объекта и региона в целом. При этом открытый процесс разработки Плана управления с привлечением местной власти, бизнеса и общественных организаций становится инновационным инструментом управления по развитию объекта Всемирного наследия и прилегающих к нему территорий.

Разработка Плана управления с привлечением заинтересованных сторон позволяет более эффективно использовать все имеющиеся ресурсы (денежные, материальные, культурные), а именно: предотвратить или снизить риски разрушения или потери подлинности и целостности объекта Всемирного наследия, избежать финансовых потерь, возможных конфликтов и экологического ущерба от реализации проектной деятельности.

План управления является важным механизмом привлечения инвестиций к развитию территории местонахождения объекта. План управления объектом Всемирного наследия «Кижский погост» является рамочным: все текущие и перспективные действия и проекты увязываются в плане в единый комплекс с конкретной целью, что позволяет повысить значимость нужных проектов и отсеивать «проект-угрозы» для Кижского погоста. План создает возможность для гражданского мониторинга в управлении процессом реализации Плана управления, что, в свою очередь, открывает путь к диалогу Власти с Бизнесом и Общественностью. Происходит социализация во взаимодействии реализации основных функций государства и общественности по сохранению объекта Всемирного наследия.

План управления Кижским погостом позволяет местным органам власти, потенциальным инвесторам, спонсорам и общественности не только ознакомиться с деятельностью Музея-заповедника «Кижи» по сохранению и управлению функционированием объектом Всемирного наследия, но и быть сопричастными к данному процессу. В современном обществе прозрачность и сопричастность являются наиважнейшими факторами принятия решений и их эффективной реализации. В итоге, объект Всемирного наследия «Кижский погост» будет влиять не только на просветительскую и природоохранную деятельности, но и через мероприятия Плана управления вовлекать общественность и бизнес в проектную деятельность по сохранению и развитию материального и нематериального культурного наследия и охране культурно-исторического ландшафта и природных комплексов территории.

План управления выступает эффективным методом исследования, сбора и анализа информации по управлению объектом Всемирного наследия и охранной зоной. При разработке плана и мониторинге его реализации достигаются цели, вырабатываются критерии оценки выполнения поставленных задач и формируется оценка процесса выполнения плана.

План управления (его разработка и процесс реализации) демонстрирует выполнение национальных и международных обязательств по сохранению и использованию объекта Всемирного наследия «Кижский погост». Разработка, внедрение, реализация и мониторинг Плана управления позволит откорректировать законодательную базу РФ относительно объектов Всемирного наследия и будет способствовать реализации международных конвенций и программ по сохранению памятников деревянного зодчества и восстановлению их историко-культурного ландшафтного окружения.

План управления объекта Всемирного наследия «Кижский погост» на период с 2012 по 2022 гг. разрабатывается Институтом экономики Карельского научного центра РАН, выигравшим по итогам конкурса Государственный контракт (Контракт № 34/11 от 30 июня 2011 г.).

В настоящее время в рамках работы над Планом управления формируются мероприятия по снижению рисков, связанных с утратой ценностей, подлинности и целостности объекта Всемирного наследия (проведен SWOT-анализ), уточняется миссия объекта Всемирного наследия и пути её реализации с участием всех уровней власти, местного сообщества, бизнеса, неправительственных общественных организаций (проведена серия семинаров с внешними экспертами и специалистами Музея-заповедника «Кижи», выездные семинары в Медвежьегорском муниципальном районе). План формируется с учетом всех особенностей функционирования уникального памятника истории и культуры.

План управления разрабатывается в полном соответствии с законодательством РФ и Республики Карелия (рассмотрена нормативно-правовая база функционирования объекта Всемирного наследия в условиях РФ). Изучается и используется опыт государств, где разработка Планов управления для объектов культурного наследия стала нормой закона. Весной 2012 г. были организованы семинары по методикам разработки Планов управления объектами Всемирного наследия «Старый город Раума» и «Крепость Суоменлинна» в Финляндии, посещения «Старого города Таллина» и участие в международной конференции на объекте Всемирного наследия «Архитектурный, жилой и культурный комплекс рода Радзивиллов в городе Несвиж» в Белоруссии. План создается в соответствии с общепринятыми зарубежными форматами (Рекомендации Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО).

Технология создания Плана управления основана на вовлечении всех заинтересованных сторон и повышении роли объекта Всемирного наследия «Кижский погост» в социальной, культурно-образовательной и научной жизни России и Карелии. Определен конструктивный подход к разработке и реализации Плана управления, основанный на эффективном партнерстве Власти (республиканской и местной), Бизнеса (строительство, транспорт, туризм и сувенирные промыслы) и Общественности (некоммерческие организации).

Основной путь вовлечения потенциальных партнеров к разработке Плана управления: семинары, дискуссии по актуальным вопросам, проведение общественных и профессиональных экспертиз, разработка совместных проектов, учитывающих интересы заинтересованных сторон и пр. Соучастие, открытость, прозрачность в действиях сторон и мониторинг процессов является наиболее перспективным и эффективным подходом при решении сложнейших задач в управлении объектом Всемирного наследия «Кижский погост» и охраняемых территорий.

Музей-заповедник «Кижи» и местное сообщество экономически и социально взаимозависимы. Музей-заповедник и его инфраструктура влияют на степень развития территории, активно участвуя в общественной культурно-образовательной и научной сферах, предоставляя возможность для реализации творческого потенциала жителей. Музей-заповедник «Кижи» является успешно развивающимся субъектом экономической жизни Медвежьегорского муниципального района и региона, привлекая инвестиции в развитие инфраструктуры, создавая рабочие места и пополняя бюджет Республики Карелия. Более того, объект Всемирного наследия «Кижский погост» выступает активно работающим брендом Карелии.

Разработка Плана управления основана на участии всех заинтересованных сторон («управление с соучастием») и рассматривается как путь прогнозирования и превентивного разрешения возможных конфликтов интересов с целью сохранения подлинности и целостности объекта Всемирного наследия и природного окружения в зоне охраны, как в интересах местного сообщества, так и общества в целом.

Речь идет о Плане управления как о документе общественного согласия, но, в тоже время, и как о документе государственной важности. В работе над Планом управления объектом Всемирного наследия учитываются особые, четко обозначенные ценности территории и законодательно зафиксированные допустимые формы по их использованию. Мероприятия Плана управления направлены на сохранение качественных характеристик территории, и соответственно, на сохранение объекта Всемирного наследия, его историко-культурного и природного окружения.

Так как на территории Музея-заповедника «Кижи» и в зоне охраны объекта Всемирного наследия проживают люди, располагаются различные хозяйствующие субъекты, в пределах этой территории не отменяются полномочия органов местного самоуправления и регионального управления.

Поэтому в Плане управления с целью снижения рисков утраты объекта Всемирного наследия или нарушения его подлинности и целостности, воссоздания и охраны окружающих культурно-исторических ландшафтов, культурных достопримечательностей и природных комплексов определены механизмы взаимодействия хозяйствующих субъектов и землепользователей и модель координации их деятельности.

Ключевым методологическим принципом разработки Плана управления является: «Планирование тем эффективнее, чем активнее в нем участвуют Исполнители плана». Поэтому в этот процесс активно вовлекаются не только ведущие специалисты, профессионально связанные с деятельностью по сохранению объекта Всемирного наследия, но и весь коллектив Музея-заповедника «Кижи».

В ходе выполнения проекта рабочая группа определила и сохраняет логику процесса формирования Плана управления: от выявления слабых и сильных сторон в деятельности Музея-заповедника «Кижи» по отношению к возможным рискам для объекта Всемирного наследия, до разработки превентивных мероприятий по сохранению его целостности и подлинности. Значимым было и выявление угроз и возможностей, связанных с деятельностью внешних субъектов по отношению к объекту, с привлечением их к разработке Плана управления. В итоге принцип «прозрачности» в намерениях и деятельности субъектов стал ключевым методическим фактором разработки Плана управления.

Уровень качества разрабатываемого документа повысился за счет привлечения внешних региональных и международных экспертов, а также специалистов проектных организаций. Следует обратить внимание, что ответственные исполнители проекта со стороны Музея-заповедника «Кижи» активнейшим образом принимают участие в процессе разработки Плана управления, согласуя общий ход выполнения работ с дирекцией Музея-заповедника, предлагая и организовывая необходимую поддержку по проекту.

На данном этапе разработки Плана управления формируется проект текстовой части и Приложений:

«Система плановых мероприятий Плана управления», отражающая мероприятия, обеспечивающие оптимальные условия защиты, сохранения, использования и устойчивого развития объекта Всемирного наследия «Кижский погост»; «Основные показатели Плана управления», включающие сбалансированные плановые показатели, обеспечивающие оптимальные условия защиты, сохранения, использования и устойчивого развития объекта Всемирного наследия; система ресурсного обеспечения;

алгоритм разрешения конфликтных ситуаций реализации Плана управления объектом Всемирного наследия «Кижский погост» на основе договорных отношений заинтересованных субъектов на принципах сохранения целостности и подлинности объекта Всемирного наследия «Кижский погост», включая охранные зоны Кижского погоста.

Разрабатывается также механизм информационно-коммуникационной подсистемы Плана управления, основными задачами которой является обеспечение устойчивого управления информационными потоками в публичном поле в отношении репутации Плана управления, формирование основных принципов взаимодействия в проекте относительно объекта Всемирного наследия и четкая идентификация проекта среди партнеров и основных целевых групп. На заключительном этапе выполнения проект Плана управления пройдет публичное обсуждение с заинтересованными субъектами.

Следует обратить внимание на то, что План управления – это инструмент для достижения общественного консенсуса по поводу сохранения и использования объекта Всемирного наследия. Однако общественный договор – это не документ, который должны подписать представители всех заинтересованных организаций и заинтересованные лица. Сутью общественного договора является постоянный переговорный процесс между любыми заинтересованными субъектами гражданского общества и государственными институтами.

Для этого в Плане управления объектом Всемирного наследия «Кижский погост» рекомендуется инициировать:

— создание Государственного совета РФ, обладающего необходимыми полномочиями по контролю сохранения целостности и подлинности объектов Всемирного наследия, лоббированию правовой защиты объектов и регулярного финансирования их воспроизводства в границах охранных (буферной) зон;

— организацию Общественного Совета (представители власти, бизнеса, местного сообщества, общественных организаций) для согласования интересов и решения спорных (конфликтных) ситуаций и проблем, а также для общественного контроля выполнения Плана управления объектом Всемирного наследия.

Роль Музея-заповедника «Кижи» как государственной организации, в оперативном управлении которой находится Кижский погост, определяется в качестве координатора сотрудничества посредством выстраивания общественных коммуникаций. План управления объектом Всемирного наследия «Кижский погост» в соответствии с вышеизложенным будет представлен в формате, позволяющем всем заинтересованным лицам получить ясное представление о состоянии и перспективах развития объекта Всемирного наследия «Кижский погост» на ближайшее десятилетие. План управления пройдет национальную и международную экспертизу.

Реклама